2 январь 2015
Статья 12 из 13 ( Материал id: 1105 Журнал id: 114986 )

Необеспечение безопасного проведения работ привело к гибели работника

По статистическим данным Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, за 2010 г. в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых четверо работников погибли.

Обстоятельства несчастного случая

После возвращения с линии автобуса МАЗ-104 водителем В. совместно с механиками ОТК выписана заявка на ремонт автобуса «прокачать сцепление». Ав­тобус был поставлен на осмотровую канаву на участке теку­щего ремонта с установленными под заднее колесо противооткатными упорами.

Документ: 
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12.2008 №180/128.

К ремонту автобуса приступила смена мастера участка Ш. По указанию мастера, работы по прокачке сцепле­ния выполнял слесарь по ремонту автомобилей Б., на автобусе требовался ремонт подпедального цилиндра, который был снят и отдан в цех для ремонта. Затем было принято решение на автобус установить новый подпедальный цилиндр. Около 14:00 со склада был выписан цилиндр и отдан Б. для установки на автобус МАЗ-104.

Около 16:30 Б. обратился к слесарю по ремонту автомобилей О. с просьбой оказать ему помощь в установке подпедального цилиндра и ремонте сцепления автобуса. После несколь­ких попыток прокачать сцепление слесарь по ремонту автомобилей О. обратился к мастеру Ш., чтобы тот предостави­л водителя по перегону, который заведет автобус и будет помо­гать прокачивать сцепление. Мастер Ш. направил водителя по перегону Я. для оказания практической помощи в ремонте сцепления.

Водитель по перегону Я. произвел запуск двигателя и начал прокачивать сцепление, затем заглушил двигатель, остался в ка­бине авто­-буса нажимать педаль сцепления по указанию слесаря О. – и так несколько раз. Слесарь по ремонту автомобилей О. находился в салоне автобуса возле люка коробки переключения передач, а Б. стоял снаружи перед автобусом и подавал насосом давление на систему сцепления. Когда работы были завершены и, со слов О., ремонт сцепления произведен, он вышел из са­лона автобуса, Б. собрал ветошь, инструмент около ав­тобуса, после чего пошел в сторону токарной мастерской.

Документ: 
государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утверж­денный постановлением Госстандарта РБ от 28.03.2011 № 14 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – СТБ 960-2011).

О. подошел к окну водителя слева и попросил Я. завести двигатель и проверить переключение передач. Я. завел двигатель, и в этот момент автобус начал движение вперед, преодолел колесоотбои, смял двойное ограждение и остановился, упер­шись в стену токарного отделения. При этом Б., находившийся на проходе за ограждением траншеи, оказался под левой стороной бампера автобуса и стеной то­карного отделения.

В момент несчастного случая противооткатные упоры находились рядом с автобусом, слева. В ходе расследования не установлено, кто уб­рал противооткатные упоры из-под колес автобуса.

Каретой скорой медицинской помощи Б. был дос­тавлен в больницу, где от полученных травм умер спустя несколько ча­сов.

Причины несчастного случая

1. Отсутствие мер по организации безопасного проведения ре­монтных работ на автобусе МАЗ-104, а именно неосуществление непо­средственного руководства и контроля за действиями водителя по пере­гону при запуске двигателя с целью проверки работоспособности сцеп­ления (п. 1 приказа № 111 о назначении лиц, ответствен­ных за постановку автомобилей на посты ТО и ТР и пуск двигателя ав­томобиля (автобуса) на постах технического обслуживания и ремонта).

2. Отсутствие технологического процесса на выполнение ремонта системы сцепления автобуса (п. 4.10 СТБ 960-2011, п. 89 Межотраслевых общих правил по охране труда, п. 1.4 ГОСТ 12.3.002-75).

3. Запуск двигателя автобуса без включения стояночного тормоза при нахождении коробки передач не в нейтральном положении (п. 4.3.2 руководства по эксплуатации автобуса МАЗ-104).

Документ: 
ГОСТ 12.3.002-75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 17.12.1992 № 3 (далее – ГОСТ 12.3.002-75).

Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда

1. Ш. – мастер участка текущего ремон­та ООО «Б», который не принял меры по организации безопасного проведения ремонтных работ на автобусе МАЗ-104. Ш. не осу­ществлял непосредственное руководство и контроль за действиями во­дителя по перегону при запуске двигателя с целью проверки работо­способности сцепления, чем нарушил п. 1 приказа № 111 о назначении лиц, ответственных за постановку автомобилей на посты ТО и ТР и пуск двигателя автомобиля (автобуса) на постах техническо­го обслуживания и ремонта, и пп. 3.1, 3.4, 3.7 должностной инструкции № 121 мастера участка текущего ремонта.

2. П., заместитель главного инженера – начальник производственно-технического отдела ООО «Б», кото­рый не обеспечил наличие технологического процесса на выполнение ремонта системы сцепления автобуса. Этим П. нарушил п. 4.10 СТБ 960-2011, п. 89 Межотраслевых общих правил по охране труда, п. 1.4 ГОСТ 12.3.002-75 и п. 4 должностной инструкции № 223 заместителя главного инженера – начальника производственно-технического отдела.

3. Я. – водитель по перегону ООО «Б», который осуществил запуск двигателя автобуса, не убедившись в том, что включен стояночный тормоз, а коробка передач находится в нейтральном положении. Тем самым он нарушил требования п. 4.3.2 руководства по эксплуатации автобуса МАЗ-104.

Документ: 
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» (далее – Межотраслевые общие правила).

Анализ причин несчастных случаев, произошедших при выполнении ремонтных работ

Анализ произошедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились:

– нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 29 % от общего количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 %);

– невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 22 %.

Значительный удельный вес в структуре причин произошедших несчастных случаев также составили:

– нарушения требований безопасности другими работниками – 9 %;

– недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда – 7 %;

– алкогольное опьянение потерпевших – 7 %.

Почти в 60 % случаев в ходе специального расследования была уста­новлена вина нанимателя.

 

Михаил Осипович, инженер по охране труда

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.