1 январь 2014
Статья 21 из 22 ( Материал id: 586 Журнал id: 114495 )
Страница № 40

Отсутствие схемы строповки привело к травме работника

Игнорирование влияния опасных и вредных производственных факторов и несоблюдение требований безопасности в процессе выполнении погрузочно- разгрузочных  работ ежегодно приводит к несчастным случаям, нередко групповым и с тяжелыми последствиями для работников. О причинах травмирования работника, при  проведении погрузо-разгрузочных работ с использованием грузоподъем­ного крана, читайте в статье.

Отсутствие  схемы строповки, привело к травме работника.
 

Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.

Как свидетельствуют документы специальных расследований несчастных случаев одним из распространенных видов работ, при выполнении которых работники получили тяжелые и смертельные травмы, являются погрузочно-разгрузочные работы.

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  в 2010 году на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ произошло 28 несчастных случаев с тяжелым исходом и 15 - со  смертельным (за истекший период 2011 года 16 и 3 соответственно). (Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ)

 

Обстоятельства несчастного случая.

 

Работниками участка № 1 мелиорации государственного унитарного предприятия (далее ГУП) «В» проводились плановые работы на строительном объекте (Разборка здания ремонтных мастерских в ОАО «Д»).

Директором  ГУП  «В» Т., в устной форме было выдано задание прорабу организации С. на загрузку стре­ловым автомобильным краном КС-3579 металлолома, в том числе и металлообрабаты­вающего станка, на полуприцеп-платформу МАЗ 5247 для отправки его на территорию базы ГУП "В.".

Для выполнения работы прораб С. привлек водителя седельного тягача МАЗ-642208 М. и рабочего 3 разряда В.(у которого имелось удостоверение стропальщика), а также машиниста автомобильного кра­на Ч..

Однако,  технологическим регламентом «Технологическая карта на погрузо-разгрузочные работы ГУП «В.» подъем грузов такого типа (металлообрабаты­вающего станка) не преду­сматривался; схема строповки (обвязки) не разрабатывалась, подбор съемных грузоза­хватных приспособлений каким-либо документом не регламентировался, фактическая масса груза не была определена.

В соответствии с  нормативными правовыми актами нанимателя,  в таких случаях, обеспечение безопасного выполнения работ возлагается на руководителя организации, а также на  лицо, ответственное за безопасное производство работ.

Из-за отсутствия необходимых съемно-грузозахватных приспособлений для безо­пасной обвязки груза, прорабом С. было принято решение о выполнении строповки металлообрабатывающего станка имеющимся в наличии четырехветвевым стропом 4СК1-8.0/3.0.

После чего прораб С. дал команду машинисту автомобильного крана Ч. об установке крана на указанном им месте, а водителю М. - на подачу автосцепки к месту загрузки металло­лома. Машинист крана Ч. визуально определил массу груза, установил кран на дополнительные опоры и опустил крюковую подвеску с навешенным на ней четырех­ветвевым стропом. А водитель М. установил автосцепку на место, указанное прорабом, а затем  вышел из кабины автомобиля и наблюдал за процессом погрузки станка.

Прораб С. и рабочий (стропальщик) В. произвели строповку металлообрабатывающего стан­ка за четыре технологические отверстия в чугунном корпусе станка под верхней полкой его корпуса четырьмя крюками четырехветвевого стропа. При этом в отверстии, за ко­торое был произведен зацеп крюка 1-й ветви стропа, в отличие от остальных трех мест зацепа, отсутствовало вертикальное ребро жесткости, входящее при зацепе в зев крюка.

После строповки груза, работники отошли от места подъёма груза на 1,5-2 м . По команде прораба С., машинист крана Ч. произвел подъем металлообрабатывающего станка и переместил его на площадку полуприцепа-платформы.

При опускании станка на площадку полуприцепа-платформы, в связи с ассиметричным расположением технологических отверстий в корпусе по отношению к центру тяжести станка и ввиду неравномерного натяжения строп в момент частичного касания станком платформы полуприцепа произошла само­произвольная расстроповка 2-й, 3-й и 4-й ветвей стропа и косое натяжение грузового каната автомобильного крана КС-3579 1-й ветвью стропа. Под воздействием тяжести груза незафиксированый крюк первой ветви стропа начал смещаться к центру станка и вышел из зацепления. В результате резкого освобождения от груза крюковая подвеска с навешенным на ней четырехветвевым стропом приобрела вращательное движение и, описав дугу, одним из крюков ударила водителя М., наблюдавшего за установкой груза на платформе и нахо­дившегося на расстоянии 3-4 м от опускаемого груза позади рабочего В. и прораба С., нанеся ему травму головы.

Прораб С. и рабочий В. оказали  водителю М. первую медицинскую помощь, наложив марлевую повязку. О произошедшем прораб С. сообщил в диспетчерскую предприятия, от вызова скорой помощи М. отказался, сославшись на неплохое самочувствие, и, после окончания по­грузки оставшегося металлолома, самостоятельно повел автосцепку на базу ГУП  «В». По прибытию на базу предприятия водитель М. произ­вел расцепку седельного тягача и полуприцепа-платформы, установил тягач в гараж. Через некоторое время водитель М. почувствовал себя плохо и на легковом автомобиле, в сопровождении заместителя директора по механизации Х.,  был доставлен в центральную районную больницу,  где ему был установлен диагноз: открытая черепно-мозговая травма средней степени, ушиб головного мозга средней степени, открытый перелом скуловой кости, ушиб орби­ты левого глаза, рваная рана надбровной дуги.

                            

Причины несчастного случая.

 

1. Невыполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда и промышленной безопасности, выраженные в не обеспечении безопасной организации и проведения погрузо-разгрузочных работ с использованием грузоподъем­ного крана:

-  принятие решения о подъеме краном груза с использованием схемы строповки и съемных грузозахватных приспособлений, не соответствующих характеру поднимаемо­го груза, что является нарушением п. 413 «Правил устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства по чрез­вычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45 (далее - ПУБЭГК);

-    допуск на место производства работ по перемещению груза краном лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является нарушением п. 413 ПУБЭГК.

2.  Нарушения требований безопасности труда другими работниками, выраженные в подъеме и перемещении краном груза при наличии на месте производства работ лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является нарушением тре­бований п. 40.3 «Инструкции по охране труда для машинистов (крановщиков) стрело­вых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоко-лесных на специальном шасси)» № 5, утвержденной директором ГУП "В."

 

Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда.

 

1. С., прораб ГУП «В»., в соответст­вие с п.п. 2.7, 3.3, 3.16, 3.18, 3.22 должностной инструкции производителя работ № 55, утвержденной директором ГУП "В.", являясь ответствен­ным за организацию и производство строительно-монтажных работ в соответствие с проектной документацией, строительными нормами и правилами, и назначенный в со­ответствии с приказом № 2 от 03.01.2012 «Об организации технического надзора и обеспечении безопасной эксплуатации объектов», ответственным за безопасное произ­водство работ кранами, будучи аттестованным по вопросам охраны труда и промыш­ленной безопасности, не обеспечил безопасную организацию проведения работ, связан­ных с эксплуатацией грузоподъемного крана:

-  принял решения о подъеме краном груза с использованием схемы строповки и съемных грузозахватных приспособлений, не соответствующих характеру поднимаемо­го груза, что является нарушением п. 413 «Правил устройства и безопасной эксплуата­ции грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства но чрез­вычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45 (далее - ПУБЭГК);

-  допустил нахождение на месте производства работ по перемещению груза кра­ном лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является наруше­нием п. 413 ПУБЭГК.

2. Ч., машинист автомобильного крана, который будучи обу­ченным, проинструктированным и прошедший проверку знаний по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, производил подъем и перемещение краном груза при наличии на месте производства работ лиц, не имеющих прямого отношения к вы­полняемой работе, что является нарушением требований п. 40.3 «Инструкции по охра­не труда для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодо­рожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных на специальном шасси)» № 5, утвержденной директором ГУП "В".

Обеспечение безопасных условий труда- обязанность нанимателя    

Таким образом, исходя из выше сказанного, можно заключить, что создание безопасных условий труда при производстве погрузочно- разгрузочных  работ  должна обеспечиваться большим комплексом организационных и технических мероприятий и средств. При этом требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации и осуществления производственной деятельности.

 

Документ: Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 173 (далее – Правила).

 

Справочно :В проекте производства работ, в частности, должны быть отра­жены требования по безопасному размещению машин и механизмов, организации рабочих мест с применением технических средств безопасности и др. Кроме того, должны быть указаны номенклатура устройств, приспособлений и средств индивидуальной и коллектив­ной защиты работающих, средства освещения строительной пло­щадки, рабочих мест, проходов и проездов, а также средства сигна­лизации и связи и др.

Справочно:  В проекте производства работ должны быть предусмотрены меры по предупреждению падения работающих с высоты, падения конструкций, изделий или материалов с высоты при перемещении их краном или при потере устойчивости в процессе монтажа или складирования, меры по защите от поражения электрическим то­ком, воздействия на работающих других вредных производствен­ных факторов (шума, вибрации, вредных веществ в воздухе рабочей зоны) и др.


Справочно: Способы строповки элементов конструкций и оборудования должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком к проектному.

Справочно: Запрещается подъем сборных  конструкций, не имеющих монтажных петель или меток, обеспечивающих их правильную строповку и монтаж.
 

Справочно : Строповку конструкций и оборудования следует производить инвентарными стропами или специальными грузозахватными устройствами, изготовленными по утвержденному проекту (чертежу). Способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения застропованного груза.

Справочно : Элементы монтируемых конструкций или оборудования во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками.

Справочно :Не допускается пребывание людей на элементах конструкций и оборудования во время их подъема или перемещения.

Справочно: Во время перерывов в работе не допускается оставлять поднятые элементы конструкций и оборудования на весу.


                                                        Наталья Гончарова, инженер по охране труда

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.