Статья 20 из 24 ( Материал id: 274 Журнал id: 114151 )
Страница № 36

Порядок сертификации системы управления охраной труда

1 января 2013 г. всту­пил в дей­ст­вие тех­ни­че­ский ко­декс ус­та­но­вив­шей­ся прак­ти­ки ТКП 5.1.05-2012 «На­цио­наль­ная сис­те­ма под­твер­жде­ния со­от­вет­ст­вия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь. Сер­ти­фи­ка­ция сис­тем управ­ле­ния. Ос­нов­ные по­ло­же­ния».

Порядок сертификации системы управления охраной труда

Что нуж­но сде­лать, что­бы сертифицировать сис­те­му управ­ле­ния охра­ной тру­да или систе­му управ­ле­ния окру­жаю­щей средой? В дан­ной ста­тье рассмотрен по­ря­док сертифи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да и сис­тем управле­ния ок­ру­жаю­щей сре­дой.

Об­ра­зец заявки на проведение сертификации системы управления охраной труда смот­ри­те в руб­ри­ке «По­лез­ная до­ку­мен­та­ция» на с. 31–32 жур­на­ла.

Сер­ти­фи­ка­ция сис­тем управ­ле­ния в об­щем слу­чае вклю­ча­ет в себя:

по­да­чу зая­ви­те­лем за­яв­ки на про­ве­де­ние ра­бот по сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния и пред­став­ле­ние ма­те­риа­лов (до­ку­мен­тов) с ис­ход­ной ин­фор­ма­ци­ей;

ана­лиз за­яв­ки на пра­виль­ность за­пол­не­ния и на дос­та­точ­ность пред­став­лен­ных ма­те­риа­лов (до­ку­мен­тов);

при­ня­тие ре­ше­ния о воз­мож­но­сти про­ве­де­ния пер­вич­но­го сер­ти­фи­ка­ци­он­но­го ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния на ос­но­ва­нии ана­ли­за за­яв­ки и ис­ход­ной ин­фор­ма­ции, оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни ау­ди­та, за­клю­че­ние до­го­во­ра на про­ве­де­ние ра­бот по сер­ти­фи­ка­ции;

– со­став­ле­ние про­грам­мы ау­ди­та;

– вы­бор и на­зна­че­ние ко­ман­ды по ау­ди­ту;

– про­ве­де­ние сер­ти­фи­ка­ци­он­но­го ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния на 1-м эта­пе;

– про­ве­де­ние сер­ти­фи­ка­ци­он­но­го ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния на 2-м эта­пе;

– про­ве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го ау­ди­та (при не­об­хо­ди­мо­сти);

– рас­смот­ре­ние ре­зуль­та­тов ау­ди­та и при­ня­тие ре­ше­ния о вы­да­че (не­вы­да­че) сер­ти­фи­ка­та со­от­вет­ст­вия;

оформ­ле­ние, под­пи­са­ние и ре­ги­ст­ра­цию сер­ти­фи­ка­та со­от­вет­ст­вия, за­клю­че­ние со­гла­ше­ния по сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния, ве­де­ние рее­ст­ра сер­ти­фи­ци­ро­ван­ных сис­тем управ­ле­ния ор­га­ни­за­ций-зая­ви­те­лей;

– рас­смот­ре­ние жа­лоб и апел­ля­ций.

Спра­воч­но:

при про­ве­де­нии сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся кон­фи­ден­ци­аль­ность ин­фор­ма­ции, со­став­ляю­щей ком­мер­че­скую тай­ну ор­га­ни­за­ции-
заяви­те­ля, кро­ме слу­ча­ев, ко­гда вы­пус­кае­мая про­дук­ция (вы­пол­няе­мые ра­бо­ты, ока­зы­вае­мые ус­лу­ги), хо­зяй­ст­вен­ная и иная дея­тель­ность ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля мо­жет соз­дать ре­аль­ную уг­ро­зу безо­пас­но­сти жиз­ни, здо­ро­вью, на­след­ст­вен­но­сти, со­хран­но­сти иму­ще­ст­ва и безо­пас­но­сти ок­ру­жаю­щей сре­ды.

 

В пер­вую оче­редь не­об­хо­ди­мо знать, что сер­ти­фи­ка­цию сис­тем управ­ле­ния осу­ще­ст­в­ля­ют ак­кре­ди­то­ван­ны­е ор­га­ны по сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния в со­от­вет­ст­вии с об­ла­стью ак­кре­ди­та­ции. Та­ким об­ра­зом, в ор­га­не по сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния дол­жен быть ат­те­стат ак­кре­ди­та­ции, при­чем в об­лас­ти ак­кре­ди­та­ции ор­га­на, в ко­то­рый вы на­ме­ре­вае­тесь по­дать за­яв­ку, дол­жен быть от­ра­жен вид ва­шей дея­тель­но­сти.

С ка­кой це­лью про­во­дит­ся сер­ти­фи­ка­ция?

Сер­ти­фи­ка­цию сис­те­мы управ­ле­ния ок­ру­жаю­щей сре­дой (СУ­ОС) про­во­дят с це­лью под­твер­жде­ния ак­кре­ди­то­ван­ным ор­га­ном по сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния то­го, что СУ­ОС ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля со­от­вет­ст­ву­ет тре­бо­ва­ни­ям СТБ ИСО 14001, и ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель управ­ля­ет эко­ло­ги­че­ски­ми ас­пек­та­ми, свя­зан­ны­ми с дея­тель­но­стью, про­дук­ци­ей (вы­пол­не­ни­ем ра­бот, ока­за­ни­ем ус­луг) в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми НПА и ТНПА в об­лас­ти ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды, обес­пе­чи­ва­ет пре­дот­вра­ще­ние и сни­же­ние зна­чи­тель­но­го воз­дей­ст­вия на ок­ру­жаю­щую сре­ду.

Сер­ти­фи­ка­ция сис­те­мы управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да (СУ­ОТ) про­во­дит­ся с це­лью под­твер­жде­ния ак­кре­ди­то­ван­ным ор­га­ном по сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния то­го, что СУ­ОТ ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля со­от­вет­ст­ву­ет тре­бо­ва­ни­ям СТБ 18001 и ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель управ­ля­ет рис­ка­ми в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да согласно тре­бо­ва­ния­м НПА и ТНПА в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да, обес­пе­чи­ва­ет соз­да­ние безо­пас­ных ус­ло­вий тру­да и све­де­ние к ми­ни­му­му от­ри­ца­тель­но­го воз­дей­ст­вия на пер­со­нал, а так­же сни­жа­ет ве­ро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния ава­рий­ных си­туа­ций и свя­зан­ных с ни­ми ущер­бов.

По­да­ча и ана­лиз за­яв­ки, при­ня­тие ре­ше­ния по про­ве­де­нию сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния

Ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель, пре­тен­дую­щая на сер­ти­фи­ка­цию сис­те­мы управ­ле­ния, по­да­ет в ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции с со­от­вет­ст­вую­щей об­ла­стью ак­кре­ди­та­ции за­яв­ку (при­ло­же­ние А ТКП 5.1.05-2012), ис­ход­ную ин­фор­ма­цию об ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ле (ми­ни­маль­ный со­став ис­ход­ной ин­фор­ма­ции об ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ле пред­став­ле­н в при­ло­же­нии Б ТКП 5.1.05-2012), ан­ке­ту-во­прос­ник, ру­ко­во­дство по сис­те­ме управ­ле­ния, до­ку­мен­ты сис­те­мы управ­ле­ния. Со­став пре­дс­тав­ляе­мых до­ку­мен­тов сис­те­мы управ­ле­ния ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля и фор­му ан­ке­ты-во­прос­ни­ка определяет ор­га­н по сер­ти­фи­ка­ции.

Спра­воч­но:

при воз­ник­но­ве­нии спор­ных во­про­сов в дея­тель­но­сти ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния в рам­ках сис­те­мы ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель и дру­гие за­ин­те­ре­со­ван­ные сто­ро­ны мо­гут по­дать жа­ло­бу в ак­кре­ди­то­ван­ный ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции, апел­ля­цию в Ко­ми­тет по за­щи­те бес­при­стра­ст­но­сти ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции, На­цио­наль­ный ор­ган по оцен­ке со­от­вет­ст­вия – Гос­стан­дарт РБ и На­цио­наль­ный ор­ган по ак­кре­ди­та­ции РБ, а в слу­чае не­со­гла­сия с их ре­ше­ни­ем – в суд.

 

Ре­ше­ние по за­яв­ке ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции при­ни­ма­ет не бо­лее чем в те­че­ние 5 дней по­сле ее по­лу­че­ния и пре­дс­тав­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей-зая­ви­те­лем не­об­хо­ди­мых до­ку­мен­тов.

Ре­ше­ние по за­яв­ке ос­но­вы­ва­ет­ся на ана­ли­зе за­яв­ки и ис­ход­ной ин­фор­ма­ции, пре­дс­тав­лен­ной ор­га­ни­за­ци­ей-зая­ви­те­лем.

 

Об­ра­зец анкеты-вопросника оценки состояния системы уп­равления охраны труда смот­ри­те в руб­ри­ке «По­лез­ная до­ку­мен­та­ция» на с. 29–30 жур­на­ла.

 

Ана­лиз за­яв­ки и ин­фор­ма­ции, пре­дс­тав­лен­ной ор­га­ни­за­ци­ей-заяви­те­лем, за­клю­ча­ет­ся в оцен­ке:

– пра­виль­но­сти за­пол­не­ния за­яв­ки;

– дос­та­точ­но­сти ин­фор­ма­ции об ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ле и ее сис­те­ме управ­ле­ния для про­ве­де­ния сер­ти­фи­ка­ци­он­но­го ау­ди­та;

– ком­пе­тент­но­сти ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции и спо­соб­но­сти про­вес­ти ра­бо­ты по сер­ти­фи­ка­ции в ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ле;

– на­ли­чия у ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции воз­мож­но­стей для про­ве­де­ния сер­ти­фи­ка­ци­он­но­го ау­ди­та и при­ня­тия ре­ше­ния по ре­зуль­та­там сер­ти­фи­ка­ции;

– ас­пек­тов, влияю­щих на бес­при­стра­ст­ность про­во­ди­мых ра­бот по сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния;

– за­яв­лен­ной об­лас­ти при­ме­не­ния сис­те­мы управ­ле­ния и за­пра­ши­вае­мой об­лас­ти сер­ти­фи­ка­ции, ад­ре­са мест фак­ти­че­ско­го осу­ще­ств­ле­ния дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля, вре­ме­ни, не­об­хо­ди­мо­го для про­ве­де­ния ау­ди­та, и лю­бой дру­гой ин­фор­ма­ции, влияю­щей на ра­бо­ты по сер­ти­фи­ка­ции.

При­ня­тие ре­ше­ния по за­яв­ке вклю­ча­ет:

– при­ня­тие за­яв­ки к ис­пол­не­нию при сов­па­де­нии за­яв­лен­ной об­лас­ти дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля с об­ла­стью ак­кре­ди­та­ции ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции и от­сут­ст­вии уг­роз бес­при­стра­ст­но­сти;

– от­каз в при­ня­тии за­яв­ки.

При при­ня­тии за­яв­ки к ис­пол­не­нию ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции дол­жен ее за­ре­ги­ст­ри­ро­вать для воз­мож­но­сти обес­пе­че­ния про­сле­жи­вае­мо­сти со­блю­де­ния эта­пов и сро­ков вы­пол­не­ния ра­бот.

Фор­му и спо­соб ре­ги­ст­ра­ции за­яв­ки ус­та­нав­ли­ва­ет­ ор­га­н по сер­ти­фи­ка­ции в до­ку­мен­тах сис­те­мы ме­недж­мен­та ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции.

При при­ня­тии ре­ше­ния об от­кло­не­нии за­яв­ки по ре­зуль­та­там ана­ли­за ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции дол­жен на­пра­вить пись­мен­ное из­ве­ще­ние ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­лю с ука­за­ни­ем при­чин от­кло­не­ния.

Спра­воч­но:

при на­ли­чии не­сколь­ких ор­га­нов по сер­ти­фи­ка­ции с тре­буе­мой об­ла­стью ак­кре­ди­та­ции ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель впра­ве об­ра­щать­ся в один из них.При от­сут­ст­вии ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции с со­от­вет­ст­вую­щей об­ла­стью ак­кре­ди­та­ции ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель мо­жет об­ра­тить­ся в На­цио­наль­ный ор­ган по оцен­ке со­от­вет­ст­вия, ко­то­рый при­мет ре­ше­ние по про­ве­де­нию сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния дан­ной ор­га­ни­за­ции.

Раз­ра­бот­ка про­грам­мы ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния

Ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции для пол­но­го 3-­лет­не­го цик­ла сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля дол­жен раз­ра­бо­тать про­грам­му ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния для оп­ре­де­ле­ния ра­бот по ау­ди­ту, не­об­хо­ди­мых для под­твер­жде­ния то­го, что сис­те­ма управ­ле­ния ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям ТНПА к сис­те­ме управ­ле­ния в те­че­ние все­го сро­ка дей­ст­вия сер­ти­фи­ка­та со­от­вет­ст­вия.

Трех­лет­ний цикл сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния на­чи­на­ет­ся с да­ты при­ня­тия ре­ше­ния по сер­ти­фи­ка­ции или по­втор­ной сер­ти­фи­ка­ции.

Про­грам­ма ау­ди­та долж­на вклю­чать: пер­вич­ный сер­ти­фи­ка­ци­он­ный ау­дит, со­стоя­щий из 2 эта­пов, ин­спек­ци­он­ный кон­тро­ль в те­че­ние пер­во­го и вто­ро­го го­да и по­втор­ный сер­ти­фи­ка­ци­он­ный ау­дит в те­че­ние третье­го го­да до ис­те­че­ния сро­ка дей­ст­вия сер­ти­фи­ка­та со­от­вет­ст­вия.

Про­грам­ма ау­ди­та со­став­ля­ет­ся та­ким об­ра­зом, что­бы в те­че­ние все­го сро­ка дей­ст­вия сер­ти­фи­ка­та со­от­вет­ст­вия бы­ли про­ве­ре­ны все тре­бо­ва­ния ТНПА на сис­те­му управ­ле­ния и все фи­лиа­лы и пло­щад­ки ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля.

В об­ласть еже­год­но­го ау­ди­та долж­ны по­па­дать тре­бо­ва­ния, свя­зан­ные с ана­ли­зом со сто­ро­ны ру­ко­во­дства (п. 4.6 СТБ ИСО 14001 и СТБ 18001), внут­рен­ни­м ау­ди­то­м (п. 4.5.4), кор­рек­ти­рую­щи­ми и пре­ду­пре­ж­даю­щи­ми дей­ст­вия­ми (п. 4.5.3), дея­тель­но­стью по улуч­ше­ни­ям, а так­же об­лас­ти, в ко­то­рых ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции вы­явил не­со­от­вет­ст­вия при пре­ды­ду­щем ау­ди­те, и ас­пек­ты для улуч­ше­ния.

Для СУ­ОС вклю­ча­ют­ся так­же тре­бо­ва­ния, свя­зан­ные с ак­туа­ли­за-
­цией эко­ло­ги­че­ских ас­пек­тов (п. 4.3.1 СТБ ИСО 14001), ока­зы­ваю­щих или спо­соб­ных ока­зы­вать вред­ное воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду, ак­туа­ли­за­ци­ей рее­ст­ра за­ко­но­да­тель­ных и дру­гих тре­бо­ва­ний, при­ме­няе­мых к эко­ло­ги­че­ским ас­пек­там ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля и ка­саю­щих­ся дея­тель­но­сти в об­лас­ти ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды (п. 4.3.2), вы­пол­не­ни­ем ме­ро­прия­тий по дос­ти­же­нию це­ле­вых и пла­но­вых эко­ло­ги­че­ских по­ка­за­те­лей (п. 4.3.3), го­тов­но­стью к по­тен­ци­аль­ным ава­рий­ным си­туа­ци­ям, спо­соб­ным ока­зать воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду, и по­ряд­ком реа­ги­ро­ва­ния на них (п. 4.4.7), про­ве­де­ни­ем и ре­ги­ст­ра­ци­ей ре­зуль­та­тов ре­гу­ляр­но­го мо­ни­то­рин­га, из­ме­ре­ния ос­нов­ных ха­рак­те­ри­стик (п. 4.5.1) и оцен­кой со­от­вет­ст­вия дей­ст­вую­щим НПА и ТНПА в об­лас­ти ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды (п. 4.5.2), про­ве­де­ни­ем обу­че­ния пер­со­на­ла в рам­ках СУ­ОС и ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды (п. 4.4.2) и оцен­кой эко­но­ми­че­ской и эко­ло­ги­че­ской эф­фек­тив­но­сти (п. 4.5.1).

Спра­воч­но:

ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель впра­ве по­дать сра­зу не­сколь­ко зая­вок на сер­ти­фи­ка­цию сис­тем управ­ле­ния. В этом слу­чае ор­га­ном по сер­ти­фи­ка­ции мо­жет про­во­дить­ся ком­би­ни­ро­ван­ный ау­дит – это ау­дит ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля на со­от­вет­ст­вие тре­бо­ва­ни­ям двух или бо­лее ТНПА на сис­те­мы управ­ле­ния од­но­вре­мен­но, на­при­мер СУ­ОТ и СУ­ОС.

 

Для СУ­ОТ вклю­ча­ют­ся так­же тре­бо­ва­ния, свя­зан­ные с иден­ти­фи­ка­ци­ей опас­но­стей, оцен­кой рис­ков и оп­ре­де­ле­ни­ем мер управ­ле­ния (п. 4.3.1 СТБ 18001), ак­туа­ли­за­ци­ей за­ко­но­да­тель­ных и дру­гих тре­бо­ва­ний в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да, рас­про­стра­няю­щих­ся на дея­тель­ность ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля (п. 4.3.2), вы­пол­не­ни­ем ме­ро­прия­тий по до­-
сти­же­нию це­лей в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да (п. 4.3.3), про­ве­де­ни­ем обу­че­ния пер­со­на­ла тре­бо­ва­ни­ям в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да (п. 4.4.2), управ­ле­ни­ем опе­ра­ция­ми (фак­ти­че­ское вы­пол­не­ние тре­бо­ва­ний НПА и ТНПА в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да), свя­зан­ны­ми с иден­ти­фи­ци­руе­мы­ми опас­но­стя­ми, для ко­то­рых не­об­хо­ди­мо вне­дре­ние мер управ­ле­ния рис­ка­ми (п. 4.4.6), под­го­тов­лен­но­стью к ава­рий­ным си­туа­ци­ям и реа­ги­ро­ва­ни­ем на них (п. 4.4.7), оцен­кой ре­зуль­та­тив­но­сти и мо­ни­то­рин­гом дея­тель­но­сти по ох­ра­не тру­да (п. 4.5.1).

Про­грам­ма ау­ди­та при не­об­хо­ди­мо­сти ак­туа­ли­зи­ру­ет­ся по ре­зуль­та­там ин­спек­ци­он­ного кон­тро­ля.

Вы­бор и на­зна­че­ние ко­ман­ды по ау­ди­ту

Для про­ве­де­ния ра­бот по сер­ти­фи­ка­ции ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции на­зна­ча­ет ко­ман­ду по ау­ди­ту, со­стоя­щую из ру­ко­во­ди­те­ля ко­ман­ды и экс­пер­тов-ау­ди­то­ров, ко­то­рые об­ла­да­ют об­щей ком­пе­тент­но­стью для сер­ти­фи­ка­ции сис­те­мы управ­ле­ния ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля и до­сти­же­ния це­лей ау­ди­та.

В ко­ман­ду по ау­ди­ту дол­жен вхо­дить экс­перт-ау­ди­тор с под­тверж­ден­ной ком­пе­тент­но­стью в оце­ни­вае­мой тех­ни­че­ской об­лас­ти дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля, или ком­пе­тент­ность ко­ман­ды по ау­ди­ту долж­на до­пол­нять­ся тех­ни­че­ски­ми экс­пер­та­ми. Тех­ни­че­ские экс­пер­ты долж­ны ра­бо­тать под ру­ко­во­дством экс­пер­та-ау­ди­то­ра.

Важ­но!

Про­грам­ма ау­ди­та со­гла­со­вы­ва­ет­ся с ор­га­ни­за­ци­ей-зая­ви­те­лем и под­пи­сы­ва­ет­ся ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции (упол­но­мо­чен­ным ли­цом ор­га­на по сер­ти­фи­ка­ции).

 

В со­став ко­ман­ды по ау­ди­ту не долж­ны вхо­дить спе­циа­ли­сты, ко­то­рые ока­зы­ва­ли дан­ной ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­лю услуги по кон­суль­ти­ро­ва­нию в части соз­да­ния и раз­ви­тия сис­те­мы управ­ле­ния в те­че­ние по­след­них 2 лет ли­бо уча­ст­во­вав­шие в про­ве­де­нии пред­ва­ри­тель­ной сер­ти­фи­ка­ции.

В со­став ко­ман­ды по ау­ди­ту не вклю­ча­ют­ся пред­ста­ви­те­ли ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля, а так­же пред­ста­ви­те­ли ор­га­ни­за­ций, за­ин­те­ре­со­ван­ных в ре­зуль­та­тах сер­ти­фи­ка­ции.

Ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель долж­на быть за­бла­го­вре­мен­но про­ин­фор­ми­ро­ва­на о со­ста­ве ко­ман­ды по ау­ди­ту, ко­то­рая бу­дет про­во­дить ау­дит сис­те­мы управ­ле­ния. Ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель име­ет пра­во по­лу­чить дос­та­точ­ную ин­фор­ма­цию о ка­ж­дом из чле­нов ко­ман­ды по ау­ди­ту, что­бы иметь воз­мож­ность оп­ро­те­сто­вать на­зна­че­ние ка­ко­го-ли­бо кон­крет­но­го экс­пер­та-ау­ди­то­ра, тех­ни­че­ско­го экс­пер­та, ста­же­ра.

Ор­га­ни­за­ция-зая­ви­тель име­ет пра­во тре­бо­вать за­ме­ны чле­нов ко­ман­ды по ау­ди­ту по объ­ек­тив­ным при­чи­нам (на­при­мер, член ко­ман­ды по ау­ди­ту ра­бо­тал ра­нее в ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ле, ока­зы­вал ей ус­лу­ги по кон­суль­ти­ро­ва­нию). От­каз от ко­го-ли­бо из чле­нов ко­ман­ды по ау­ди­ту дол­жен быть ар­гу­мен­ти­ро­ван и обос­но­ван.

Оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния и вы­бор пло­ща­док для про­ве­де­ния ау­ди­та

Ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции дол­жен иметь до­ку­мен­ти­ро­ван­ную про­це­ду­ру для оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни ау­ди­та с уче­том спе­ци­фи­ки ор­га­ни­за­ций-зая­ви­те­лей.

Для ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции дол­жен оп­ре­де­лить вре­мя, не­об­хо­ди­мое для пла­ни­ро­ва­ния и ре­зуль­та­тив­но­го про­ве­де­ния ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния.

При оп­ре­де­ле­нии вре­ме­ни ау­ди­та ор­га­ну по сер­ти­фи­ка­ции сле­ду­ет ру­ко­во­дство­вать­ся нор­ма­ми тру­до­ем­ко­сти, при­ве­ден­ны­ми в при­ло­же­нии В ТКП 5.1.05-2012.

Спра­воч­но:

ком­пе­тент­ность в тех­ни­че­ской об­лас­ти дея­тель­но­сти – на­ли­чие выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния и опы­та ра­бо­ты в кон­крет­ной тех­ни­че­ской об­лас­ти дея­тель­но­сти.

 

При оп­ре­де­ле­нии вре­ме­ни ау­ди­та сис­те­мы управ­ле­ния ор­га­ну по сер­ти­фи­ка­ции не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать по­ми­мо про­чих сле­дую­щие ас­пек­ты:

a) тре­бо­ва­ния со­от­вет­ст­вую­ще­го ТНПА к сис­те­ме управ­ле­ния;

б) раз­мер и слож­ность ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля;

в) ко­ли­че­ст­во фи­лиа­лов и пло­ща­док и их ме­сто­рас­по­ло­же­ние;

г) тех­но­ло­ги­че­ские и нор­ма­тив­ные ас­пек­ты;

д) про­цес­сы аут­сор­син­га, вклю­чен­ные в об­ласть при­ме­не­ния сис­те­мы управ­ле­ния;

е) ре­зуль­та­ты лю­бого пре­ды­ду­щего ау­ди­та;

ж) рис­ки, свя­зан­ные с про­дук­ци­ей (ра­бо­та­ми, ус­лу­га­ми), про­цес­са­ми, дея­тель­но­стью ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля и не­вы­пол­не­ни­ем тре­бо­ва­ний НПА и ТНПА;

з) воз­мож­ность про­ве­де­ния ком­би­ни­ро­ван­но­го, со­вме­ст­но­го или ин­тег­ри­ро­ван­но­го ау­ди­та.

Оп­ре­де­ле­ние ба­зо­вой про­дол­жи­тель­но­сти ау­ди­та при сер­ти­фи­ка­ции СУ­ОС осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с уче­том 5 ос­нов­ных ка­те­го­рий слож­но­сти эко­ло­ги­че­ских ас­пек­тов ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля с точ­ки зре­ния их ха­рак­те­ра и зна­чи­мо­сти, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но влия­ют на вре­мя ра­бо­ты экс­пер­тов-ау­ди­то­ров:

вы­со­кая ка­те­го­рия слож­но­сти – эко­ло­ги­че­ские ас­пек­ты, ко­то­рые име­ют важ­ный ха­рак­тер и осо­бую зна­чи­мость (как пра­ви­ло, это ор­га­ни­за­ции, за­ня­тые в об­ра­ба­ты­ваю­щей или пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, чья дея­тель­ность ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ряд эко­ло­ги­че­ских ас­пек­тов);

сред­няя ка­те­го­рия слож­но­сти – эко­ло­ги­че­ские ас­пек­ты со сред­ним по зна­чи­мо­сти ха­рак­те­ром и важ­но­стью (как пра­ви­ло, про­из­вод­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, чья дея­тель­ность ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние на не­ко­то­рые эко­ло­ги­че­ские ас­пек­ты);

низ­кая ка­те­го­рия слож­но­сти – эко­ло­ги­че­ские ас­пек­ты, имею­щие наи­ме­нее зна­чи­мый ха­рак­тер (как пра­ви­ло, сбо­роч­ное про­из­вод­ст­во, ха­рак­те­ри­зуе­мое не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом зна­чи­мых эко­ло­ги­че­ских ас­пек­тов);

ог­ра­ни­чен­ная ка­те­го­рия слож­но­сти – эко­ло­ги­че­ские ас­пек­ты ог­ра­ни­чен­но­го ха­рак­те­ра (как пра­ви­ло, ор­га­ни­за­ции, за­ни­маю­щие­ся ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной дея­тель­но­стью);

осо­бая ка­те­го­рия слож­но­сти – ас­пек­ты, тре­бую­щие до­пол­ни­тель­но­го и от­дель­но­го рас­смот­ре­ния на эта­пе пла­ни­ро­ва­ния ау­ди­та.

Важ­но!

Не до­пус­ка­ет­ся вы­бо­роч­ная про­вер­ка фи­лиа­лов и пло­ща­док при сер­ти­фи­ка­ции СУ­ОТ и дру­гих сис­тем управ­ле­ния.

В при­ло­же­нии В ТКП 5.1.05-2012 в за­ви­си­мо­сти от фак­ти­че­ской чис­лен­но­сти пер­со­на­ла ор­га­ни­за­ции-зая­ви­те­ля и клас­са рис­ка для СУ­ОТ ли­бо ка­те­го­рии слож­но­сти для СУ­ОС ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ба­зо­вая про­дол­жи­тель­ность пер­вич­ной сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния.

При­ме­ры свя­зи ме­ж­ду об­лас­тя­ми дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции и клас­са­ми рис­ков (ка­те­го­рия­ми слож­но­сти), а так­же фак­то­ры, уве­ли­чи­ваю­щие ли­бо со­кра­щаю­щие про­дол­жи­тель­ность ау­ди­та СУ­ОТ и СУ­ОС, при­ве­де­ны в при­ло­же­нии В ТКП 5.1.05-2012.

На­при­мер, клас­сы рис­ков по СУ­ОТ для об­лас­тей дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции бу­дут сле­дую­щие:

– гор­ная про­мыш­лен­ность и до­бы­ча кам­ня и грун­та, га­зо­снаб­же­ние, строи­тель­ное де­ло – вы­со­кий;

– лес­ная про­мыш­лен­ность, сте­коль­ная и ке­ра­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, пе­ре­ра­бот­ка кам­ня и грун­та, про­из­вод­ст­во ре­зи­ны и из­де­лий из пла­ст­мас­сы, из­го­тов­ле­ние ме­тал­ли­че­ских из­де­лий – сред­ний;

– тор­гов­ля, тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние и ре­монт ме­ха­ни­че­ских транс­порт­ных средств и то­ва­ров ши­ро­ко­го по­треб­ле­ния, до­рож­ное и транс­порт­ное со­об­ще­ние, об­ра­бот­ка дан­ных, ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии – низ­кий;

– об­ра­бот­ка дан­ных, ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии, арен­да дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва (без об­слу­жи­ваю­ще­го пер­со­на­ла), зе­мель­ное и жи­лищ­ное де­ло – ог­ра­ни­чен­ный.

Состав обязательной исходной информации
для оценки системы управления охраной труда организации-заявителя любой области деятельности

Ор­ган по сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния мо­жет тре­бо­вать сле­дую­щую до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию:

– све­де­ния о про­из­вод­ст­ве:

струк­тур­ную схе­му ор­га­ни­за­ции, вклю­чаю­щую ос­нов­ные и вспо­мо­га­тель­ные про­из­вод­ст­вен­ные под­раз­де­ле­ния, ин­же­нер­ные и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные служ­бы с ука­за­ни­ем свя­зей ме­ж­ду ни­ми;

чис­лен­ность пер­со­на­ла, ра­бо­таю­ще­го в ор­га­ни­за­ции;

смен­ность ра­бот на ос­нов­ном про­из­вод­ст­ве (ко­ли­че­ст­во ра­бо­чих смен);

на­ли­чие и ко­ли­че­ст­во про­из­вод­ст­вен­но­го пер­со­на­ла с не­пол­ной за­ня­то­стью и (или) при­вле­кае­мо­го по до­го­во­ру;

пе­ре­чень ор­га­ни­за­ций-суб­под­ряд­чи­ков и чис­лен­ность их ра­бот­ни­ков;

чис­лен­ность ра­бот­ни­ков, за­ня­тых во вред­ных (опас­ных) ус­ло­ви­ях тру­да;

пе­ре­чень ра­бот с по­вы­шен­ной опас­но­стью (с ука­за­ни­ем це­ха, уча­ст­ка);

пе­ре­чень обо­ру­до­ва­ния и тех­ни­че­ских уст­ройств, пред­став­ляю­щих по­вы­шен­ную опас­ность;

пе­ре­чень раз­ре­ше­ний, ли­цен­зий на со­от­вет­ст­вую­щие ви­ды дея­тель­но­сти (раз­ре­ше­ния Гос­про­мнад­зо­ра и т.д.);

– све­де­ния о сис­те­ме управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да:

ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-функ­цио­наль­ную схе­му сис­те­мы управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да;

струк­тур­ную схе­му служ­бы ох­ра­ны тру­да;

ка­че­ст­вен­ный и ко­ли­че­ст­вен­ный со­став служ­бы ох­ра­ны тру­да;

пе­ре­чень до­ку­мен­тов сис­те­мы управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да;

пе­ре­чень до­ку­мен­тов дру­гих сис­тем ме­недж­мен­та, рас­про­стра­няю­щих­ся на сис­те­му управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да;

– ин­фор­ма­цию о ка­че­ст­ве функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­те­мы управ­ле­ния ох­ра­ной тру­да за про­шед­ший ка­лен­дар­ный год:

дан­ные о про­вер­ках кон­тро­ли­рую­щих ор­га­нов в об­лас­ти ох­ра­ны тру­да;

дан­ные о пре­тен­зи­ях, жа­ло­бах по во­про­сам ох­ра­ны тру­да;

дан­ные по ре­зуль­та­там ат­те­ста­ции ра­бо­чих мест по ус­ло­ви­ям тру­да;

дан­ные о не­сча­ст­ных слу­ча­ях на про­из­вод­ст­ве, про­фес­сио­наль­ных за­бо­ле­ва­ни­ях, ава­рий­ных си­туа­ци­ях (за по­след­ние 5 лет).

Важ­но!

При про­ве­де­нии ком­би­ни­ро­ван­ного ау­ди­та не­сколь­ких сис­тем управ­ле­ния, в т.ч. ин­тег­ри­ро­ван­ных, сум­мар­ная тру­до­ем­кость мо­жет быть со­кра­ще­на до 20 % (в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни ин­те­гра­ции сис­тем управ­ле­ния). Со­кра­ще­ние про­дол­жи­тель­но­сти ау­ди­та долж­но оформ­лять­ся ор­га­ном по сер­ти­фи­ка­ции до­ку­мен­таль­но.

 

Виктор Би­рюк, на­чаль­ник сек­то­ра сер­ти­фи­ка­ции
ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ме­то­до­ло­гии соз­да­ния
и сер­ти­фи­ка­ции сис­тем управ­ле­ния БелГИМ

Александр Про­хо­ро­вич, на­чаль­ник ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла
ме­то­до­ло­гии соз­да­ния и сер­ти­фи­ка­ции
сис­тем управ­ле­ния БелГИМ

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.