Из статьи вы узнаете:
– как учесть опасности при выполнении работ с применением грузоподъемных кранов;
– как избежать травмирования работников при выполнении этих работ.
В результате проведения идентификации опасностей при выполнении работ грузоподъемными кранами можно выделить следующие основные опасные производственные факторы:
– падение поднимаемого груза или его части;
– падение (опрокидывание) крана;
– разрушение конструкций крана.
Рассмотрим эти опасные факторы и проанализируем систему действий по предупреждению воздействия данных факторов на работающих.
Опасность – падение поднимаемого грузаили его части
Как показывает практика, падение груза является основным опасным производственным фактором при эксплуатации грузоподъемных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом элементов строп (канатных, цепных, текстильных), неисправностью грузозахватных приспособлений и тары, неправильной загрузкой грузами тары.
Совет. Для обеспечения безопасности необходимы периодический осмотр грузозахватных приспособлений и тары до проведения работ как стропальщиками, так и лицами, ответственными за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, а также соблюдение правил безопасной строповки и эксплуатации кранов.
К авариям часто приводят ошибочные действия персонала или выполнение работы неквалифицированным персоналом, а также халатность или грубое нарушение требований безопасности.
Поскольку Правилами № 66 не регламентировано количество стропальщиков, то часто можно видеть, что в помощь одному квалифицированному стропальщику назначаются рабочие, которые в принципе не знакомы с особенностями выполнения данной работы. И в этой ситуации многое зависит от ответственности стропальщика и того, осуществляет ли он контроль за строповкой груза помощниками. Это наиболее актуально при строповке длинномерных и крупногабаритных грузов.
Травмирование человека вследствие падения груза происходит при совпадении двух факторов: падение груза и нахождение человека в опасной зоне падения. Именно сложение этих двух факторов приводит к травмам, и довольно часто смертельным.
Анализ причин падения груза
Причины падения груза:
– разрыв строп или поломка других грузозахватных приспособлений из-за износа или перегрузки;
– нарушение крепления груза из-за неправильной строповки;
– поломка элементов крепления грузоподъемной тары.
Анализируя эти причины, можно сделать вывод, что большую роль здесь играет человеческий фактор, а именно:
– использование приспособлений, не соответствующих выполняемой работе;
– отсутствие разработанных и утвержденных схем строповки грузов или отсутствие этих схем в зоне работы;
– неполноценный контроль за состоянием грузозахватных приспособлений и тары;
– ошибки или недостаточная квалификация крановщика, стропальщика или ответственного лица в процессе эксплуатации крана;
– отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций.
Большинство аварий случаются по вине самих работающих.
Нахождение человека в опасной зоне
Причины нахождения человека в опасной зоне работы крана:
– отсутствие обозначения и ограждения опасной зоны из-за того, что оно не установлено или было снято;
– неправильный расчет опасной зоны;
– несоблюдение требований промышленной безопасности и охраны труда из-за незнания или сознательного нарушения.
Определение опасных зон при работе крана
Основополагающим принципом определения опасной зоны является досягаемость работающим подвижных выступающих либо двигающихся частей машин и оборудования в нормальном режиме работы в случае падения или разрушения их, а также при падении поднимаемых или переносимых грузов.
Границы опасных зон приведены в приложении 2 к Правилам № 24/33.
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наибольшего габарита перемещаемого (падающего) груза (предмета) или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого груза и минимального расстояния отлета груза при его падении.
При этом место производства работ должно быть ограждено исходя из расчетов опасных зон в соответствии с требованиями проекта производства работ и технологическими регламентами.
Опасность – падение (опрокидывание) крана
Падение (опрокидывание) крана может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение находящихся рядом зданий, сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет много факторов:
– неправильный выбор крана по грузовысотным характеристикам;
– неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
– умышленное отключение приборов безопасности;
– перегрузки кранов при подъеме грузов;
– установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
– допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы;
– эксплуатация крана с техническими неисправностями.
Практически все вышеназванные причины тоже можно отнести к человеческому фактору. Неправильный выбор крана на стадии расчетов и разработки проектов производства работ (часто с целью экономии средств, так как кран с большей грузоподъемностью обычно стоит дороже) приводит к тому, что кран не может выполнить предназначенную работу без нарушений. И тогда часто происходит принуждение крановщиков к нарушению норм и правил безопасности руководителями работ, крану приходится работать с перегрузами, а для этого отключают приборы безопасности кранов, что может привести к падению (опрокидыванию) кранов.
Нарушения в установке кранов также приводят к авариям и несчастным случаям.
Площадка под установку крана должна быть подготовлена в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации кранов. Минимальные расстояния от основания откоса (выемки) до ближайшей опоры крана должны соответствовать требованиям приложения 13 к Правилам № 66.
Опрокидывание крана может произойти из-за сильного ветра. В руководстве по эксплуатации крана указываются предельные величины скорости ветра, при которых запрещена работа крана.
Совет. Если по метеопрогнозам ожидается увеличение ветра до предельных величин на ночь или в выходные дни, то необходимо перевести кран в безопасное положение, исключающее его падение (опрокидывание).
Опасность – разрушение конструкций крана
К разрушению конструкций кранов приводят следующие причины:
– неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
– умышленное отключение приборов безопасности;
– перегрузки кранов при подъеме грузов;
– допуск к работе неисправного крана, поломки элементов крана в результате непроведения или некачественного проведения осмотра, диагностирования и освидетельствования крана.
Исходя из вышеизложенного для обеспечения безаварийной работы необходимо, чтобы:
– руководители организаций и индивидуальные предприниматели –владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны и грузозахватные приспособления, обеспечили их содержание в исправном состоянии и безопасные условия работы путем разработки качественных проектов производства работ, организации надлежащего осмотра, обслуживания, ремонта, надзора, диагностирования и освидетельствования в соответствии с Правилами № 66;
– в местах эксплуатации грузоподъемных кранов осуществлялся действенный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований Правил № 66 и инструкций по охране труда и промышленной безопасности и отсутствовали попытки принуждения подчиненных к нарушению правил безопасности;
– были обеспечены качественная подготовка обслуживающего персонала по соответствующим профессиям, стажировка, обучение и своевременная проверка знаний по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.
Документы:
Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (Правила № 66).
Правила по охране труда при выполнении строительных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 31.05.2019 № 24/33 (Правила № 24/33).