14 июль 2015

Содержание

Статья 13 из 13 ( Материал id: 1333 Журнал id: 115251 )

Готовимся к плановой проверке

Обязанности нанимателя в сфере обеспечения охраны труда возникают с момента привлечения к труду хотя бы одного работающего, в т.ч. в организациях малого предпринимательства. О том, какие документы по охране труда должны быть в организациях с небольшой численностью работающих, читайте в статье.

 

Готовимся к плановой проверке

 

Как показывает практика, к плановой проверке по соблюдению законодательства об охране труда необходимо подготовиться. Это помогает самостоятельно выявить и в определенных случаях устранить некоторые недостатки в работе, не дожидаясь указания на необходимость устранения нарушения от государственного инспектора труда.

 

Порядок проведения проверки

 

Справочно:

отсутствие нарушений законодательства об охране труда исключает применение административной ответственности в виде штрафа.

 

Проведение плановых проверок по соблюдению законодательства об охране труда согласно п. 23 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), отнесено к компетенции Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – Департамент), а также его территориальных подразделений.

Проверяемый субъект малого предпринимательства имеет право и возможность узнать точную дату проведения плановой проверки по соблюдению законодательства об охране труда.

Департамент разрабатывает план проверок на каждое полугодие. Утвержденный им план проверок направляется в Комитет госконтроля Республики Беларусь. Координационный план проверок утверждается органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и размещается на официальном сайте в Интернете.

Кроме того, областные, Минское городское управление Департамента при наличии оснований для назначения плановых проверок, предусмотренных Указом № 510, вправе принять участие в предусмотренных координационными планами проверках в качестве соисполнителей.

О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. В указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту (п. 22 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).

При этом в уведомлении о проведении плановой проверки в обязательном порядке указывается перечень вопросов, подлежащих проверке.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 148-З).

 

Справочно:

к субъектам малого предпринимательства относятся:

– индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

– микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

– малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (часть первая ст. 3 Закона № 148-З).

 

Рассмотрим 4 первых вопроса из перечня.

 

Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Документальное назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда

 

При проведении Департаментом проверок по соблюдению законодательства об охране труда в организациях малого предпринимательства в первую очередь будет проверяться именно наличие необходимых документов, в т.ч. локальных нормативных правовых актов, приказов о назначении ответственных за обеспечение охраны труда лиц.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).

 

В обязанности работодателя входит принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда (абз. 7 части второй ст. 17 Закона об охране труда).

В обязанности нанимателя входит разработка и утверждение инструкций по охране труда для работающих.

 

Справочно:

порядок подготовки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов по охране труда в виде инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) установлен Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).

 

Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях. В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.

Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное(-ого) на оказание услуг в области охраны труда (часть первая ст. 20 Закона об охране труда).

 

Справочно:

Перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности, утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.12.2011 № 140 (далее – Перечень документов по охране труда).

 

В Перечень документов по охране труда входят:

1) локальный нормативный правовой акт о назначении должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда;

2) перечень профессий и должностей, проходящих стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, утвержденный руководителем организации;

3) приказ о создании комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (если таковая может быть создана в организации) и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда работающих;

4) перечень инструкций по охране труда по профессиям и видам работ и журнал их регистрации;

5) инструкции по охране труда, утвержденные руководителем организации;

6) журналы регистрации инструктажа по охране труда;

7) перечень профессий и должностей, для которых обязательно прохождение предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, и документы, подтверждающие прохождение работающими медицинских осмотров.

Перечень необходимо дополнять с учетом требований нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, регулирующих осуществление видов деятельности учреждения здравоохранения.

 

Наличие разработанных и внедренных процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализа их эффективности

 

Наниматель несет обязанности по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда (п. 8 ст. 226 ТК и часть вторая ст. 17 Закона об охране труда).

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Важно!

Таким образом, после внесения изменений в Закон об охране труда внедрение СУОТ является обязанностью нанимателя. Наниматель обязан самостоятельно разработать, утвердить и внедрить в работу СУОТ в зависимости от вида экономической деятельности и других особенностей организации.

 

Охрана труда включает в себя в т.ч. комплекс мер, направленных на постоянное исследование потенциальных опасностей и профессиональных рисков с целью их минимизации. Осуществление мероприятий по их минимизации позволяет снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.

Примерный порядок идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков выглядит так:

1) определение источников опасностей (опасные производственные объекты, виды производственной деятельности, продукция, услуги, профессии, оборудование, подрядные работы);

2) идентификация опасностей;

3) количественная оценка рисков;

4) определение допустимости рисков;

5) разработка мер (мероприятий) по управлению рисками.

Уровень риска на рабочем месте необходимо оценивать каждый раз, когда происходят какие-либо изменения технологического процесса, в организации труда, использовании нового оборудования, сырья или материалов, перемещении рабочих мест в другие помещения и т.д.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон № 269-З).

 

Согласно ст. 1 Закона № 269-З СУОТ является частью общей системы управления, включающей организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности.

 

Справочно:

СУОТ представляет собой систему управления, предназначенную для реализации политики в области охраны труда, а также управления профессиональными рисками.

 

Общие требования к созданию и развитию систем управления охраной труда в организациях всех организационно-правовых форм установлены постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 15.04.2005 № 41 «Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации» (далее – Рекомендации).

 

Справочно:

структура Рекомендаций соответствует построению международного стандарта ИСО 9001:2000.

 

Справочно:

обеспечивает разработку, внедрение, функционирование и совершенствование СУОТ руководитель организации (п. 11 Рекомендаций).

 

СУОТ предусматривает непрерывное управление всеми видами деятельности, которые прямо или косвенно направлены на обеспечение охраны труда. Управление осуществляется руководителями всех уровней в пределах предоставленных им прав:

– в организации – руководителем организации, должностным лицом, ответственным за организацию охраны труда;

– в структурных подразделениях организации – их руководителями.

Основными элементами СУОТ являются:

1) политика организации в области охраны труда;

2) планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

3) контролирующие и корректирующие действия;

4) анализ со стороны руководства.

СУОТ должна предусматривать:

– осуществление корректирующих действий по ее адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

– интеграцию в общую систему управления деятельностью организации;

– обязательства нанимателя по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, стимулированию работы по охране труда;

– обязанности работников по охране труда.

 

Справочно:

в целях оказания методической помощи субъектам малого предпринимательства в разработке СУОТ Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь подготовлены и утверждены постановлением от 27.10.2006 № 132 «Рекомендации по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства».

 

Организации малого предпринимательства при разработке СУОТ следует (см. гл. 2 Рекомендаций):

– определить перечень актов законодательства, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на деятельность организации;

– выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им профессиональные риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;

– определить политику организации, цели и задачи в области охраны труда;

– разработать организационную схему и программу для достижения целей и выполнения задач в области охраны труда.

 

Соблюдение нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации

 

Требования по охране труда, содержащиеся в нормативных правовых актах (далее – НПА), в т.ч. технических нормативных правовых актах (далее – ТНПА), обязательны для исполнения работодателями и работающими.

При отсутствии в НПА, в т.ч. ТНПА, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

Нанимателю необходимо прежде всего определить, действие каких НПА распространяется на сферу деятельности организации.

НПА, ТНПА можно классифицировать по сфере действия нормативного акта. Следуя такой классификации, все НПА подразделяются:

– на единые – распространяются на все отрасли экономической деятельности, всех нанимателей независимо от форм собственности, а также вида деятельности, ведомственной подчиненности;

– межотраслевые – распространяются на ряд отраслей, производств, на отдельные виды работ либо отдельные типы оборудования;

– отраслевые – являются обязательными в той или иной отрасли экономической деятельности.

Основными НПА по охране труда являются:

– Закон об охране труда;

– ТК;

– Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70;

Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52;

– Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47;

– Инструкция № 176;

– Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175;

– Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденные постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211;

– Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209);

– Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.09.2006 № 110 (далее – Типовые нормы);

– постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами» и др.

Среди отраслевых НПА, регулирующих охрану труда в организациях малого предпринимательства, можно выделить следующие:

– Перечень обязательных документов по охране труда, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.12.2011 № 140;

– Рекомендации по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2006 № 132.

 

Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами

 

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются:

– специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);

– смывающими и обезвреживающими средствами.

 

Справочно:

работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами.

 

Применяемые СИЗ должны соответствовать требованиям, установленным НПА, в т.ч. ТНПА, для данных СИЗ, и обеспечивать безопасные условия труда работающих.

 

Справочно:

средство индивидуальной защиты – средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях.

 

Все СИЗ можно разделить на 3 большие группы: специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ.

Работник обязан пользоваться СИЗ (п. 5 части первой ст. 53 ТК). Наниматель обязан в соответствии с установленными нормами обеспечить бесплатную выдачу работникам СИЗ и организовать их должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) (п. 8 части первой ст. 55, ст. 230 ТК).

Работник имеет право не только на обеспечение необходимыми СИЗ, но и на получение от работодателя достоверной информации о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, к которым в т.ч. относятся СИЗ (ст. 11 Закона об охране труда).

Работодатель обязан информировать работающих о полагающихся им СИЗ, а также обеспечить контроль за использованием и правильным применением СИЗ (ст. 17 Закона об охране труда).

Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) работника, не использующего требуемые СИЗ (ст. 49 ТК).

Однако, несмотря на установленные законодателем нормы, достаточное количество несчастных случаев на производстве происходит в связи с необеспечением нанимателем работника СИЗ либо в связи с неиспользованием работником выданных ему в установленном порядке СИЗ.

 

Справочно:

порядок обеспечения работников СИЗ определен Инструкцией № 209. Обеспечение работников СИЗ осуществляется бесплатно на основании типовых отраслевых норм независимо от формы собственности организации.

 

Типовые отраслевые нормы разрабатывает и утверждает Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь. В их разработке участвуют заинтересованные органы государственного управления, иные организации (департаменты, комитеты, концерны и др.).

Работники организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах, обеспечиваются указанными в них СИЗ, если нормы выдачи СИЗ по этим профессиям и должностям не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах.

Наниматель вправе разработать собственные нормы выдачи и сроки носки СИЗ на основании типовых отраслевых норм и утвердить такой локальный нормативный правовой акт приказом. При этом ему необходимо учитывать особенности производства организации и при необходимости включить в утверждаемый перечень СИЗ с более высокими (дополнительными) защитными свойствами.

Если наниматель примет решение выдавать работникам СИЗ в пределах одного вида, предусмотренного Типовыми нормами, однако с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими свойствами, такое решение необходимо согласовать с профсоюзной организацией.

Наниматель вправе, исходя из особенностей производства (выполняемых работ), заменять один вид СИЗ, предусмотренный Типовыми нормами, другим с равноценными или более высокими (дополнительными) защитными свойствами и гигиеническими характеристиками.

Например, комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и наоборот. Однако необходимо учитывать, что для такой замены вида СИЗ нанимателю понадобятся разрешения:

– территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;

– территориальных органов Департамента.

Кроме того, понадобится согласование с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами.

Также нанимателю необходимо учитывать, что повышение уровня профессионального риска работников в результате замены СИЗ не допускается.

Не включенные в Типовые нормы СИЗ выдаются работникам в зависимости от воздействующих вредных и (или) опасных производственных факторов на основании аттестации рабочих мест по условиям труда или требований НПА, содержащих требования по охране труда, в т.ч. ТНПА, со сроком носки до износа.

Как уже упоминалось выше, в обязанности нанимателя входит не только выдача работнику СИЗ, но и организация хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции, обезвреживания. Реализация такого комплекса мер потребует не только дополнительных площадей, но и существенных расходов на специальное оборудование и дополнительный персонал.

Нанимателю предоставлено право обеспечивать работников специальной одеждой, принадлежащей ему на праве аренды (п. 16 Инструкции № 209). При этом организация, предлагающая в аренду специальную одежду, обеспечивает ее ремонт, стирку, химчистку и т.п., что в определенной ситуации может способствовать экономии денежных средств, а также избавить от дополнительных обязанностей.

В обязанности нанимателя в т.ч. входит, исходя из особенностей производства (выполняемых работ, услуг), определение (уточнение) необходимых диапазонов защитных свойств конкретного СИЗ, выдаваемого работнику в соответствии с Типовыми нормами. Например, при определении защитных свойств респиратора следует в зависимости от состава воздуха рабочей зоны определить вид респиратора – противоаэрозольный, противогазовый или противогазоаэрозольный (комбинированный), затем с учетом концентрации в воздухе вредных веществ установить класс фильтрующей полумаски (класс и марку фильтра).

СИЗ должны иметь документы об оценке их соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.

 

Документ:

Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60.

 

Документами, подтверждающими защитные свойства и гигиенические характеристики выдаваемых работникам по Типовым нормам СИЗ, являются сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на изделия, сертификаты соответствия (копии сертификатов соответствия) на материалы, из которых изготовлены СИЗ, удостоверения о государственной гигиенической регистрации, технические условия организации-изготовителя, паспорта на изделия, эксплуатационная документация (инструкции по эксплуатации и т.п.).

Поступающие СИЗ могут подвергаться выборочному контролю на соответствие требованиям ТНПА.

На специальную одежду, головной убор наниматель может нанести фирменный знак, наименование, логотип организации. Это право нанимателя закреплено в п. 29 Инструкции № 209.

Сроки носки являются календарными и исчисляются со дня фактической выдачи СИЗ работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время их хранения в теплый период года (часть первая п. 32 Инструкции № 209).

В случае если работник использует СИЗ на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя), то по согласованию с профсоюзной организацией срок носки специальной одежды и специальной обуви может быть продлен. В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

Наниматель по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами может выдавать работникам одновременно два комплекта специальной одежды и специальной обуви на удвоенный срок носки для улучшения эксплуатации и организации ухода за ними.

Порядок выдачи СИЗ бригадирам, мастерам, другим категориям руководящих работников, имеющих право на получение СИЗ, работникам, совмещающим профессии (должности), работникам, выполняющим обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, а также некоторым другим категориям работников установлен пп. 3544 Инструкции № 209.

СИЗ, выданные нанимателем в целях защиты от пониженных температур в холодный период года, с наступлением теплого периода года сдаются для организованного хранения.

Если применение СИЗ от пониженных температур осуществляется и в теплый период года (работа в холодильниках, в охлаждаемых помещениях и т.д.), сроки их носки сокращаются с учетом отработанного в теплый период года времени по решению нанимателя по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами.

Для хранения СИЗ наниматель должен обеспечить отдельное сухое помещение, изолированное от каких-либо других предметов и материалов.

 

Справочно:

выдача и сдача работниками СИЗ отмечаются в личной карточке учета СИЗ по форме, определенной Инструкцией № 209.

 

Справочно:

наниматель имеет право выдать работнику СИЗ, ранее использовавшиеся другим работником, только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени годности и заносится в личную карточку.

 

Одна из основных обязанностей нанимателей всех форм собственности в сфере охраны труда – не только обеспечить в установленном порядке работника СИЗ, но и не допускать выполнения работ без применения работниками необходимых СИЗ.

Необеспечение работников в установленном порядке СИЗ может повлечь наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин на основании ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

Алексей Штейнер, юрист, специалист в сфере

трудового законодательства

и законодательства об охране труда

 

(Продолжение следует.)

 

Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.