Комментарий к Закону РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Кононов Р. | ESPOT.BY
Печать
Сохранить в MS Word
Наверх
Вниз

Комментарий к Закону РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда». Кононов Р.

Комментарий к Закону РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда»

 

Закон № 356-З в редакции Закона РБ № 61-З  (далее – новый Закон № 356-З) с 25 января 2014 будет состоять из преамбулы и 7 глав:

– Общие положения;

– Государственное управление в области охраны труда;

– Право работающих на охрану труда;

– Особенности охраны труда отдельных категорий работающих;

– Организация охраны труда;

– Соответствие объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда;

– Контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда.

 

Документ:

Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон № 61-З). Документ:

Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).

 

Основные термины, применяемые в новом Законе № 356-З, и их определения

В ст. 1 Закона № 356-З вносится ряд новых терминов «аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда», «инструктаж по охране труда», «обучение по вопросам охраны труда», «проверка знаний по вопросам охраны труда», «стажировка по вопросам охраны труда», «межотраслевые правила по охране труда», «отраслевые правила по охране труда» и даны к ним соответствующие определения.

Также наряду с терминами «наниматель» и «работник» применены и уточнены термины:

– работодатели – юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством;

– работающие – физические лица, работающие по трудовым договорам (далее – работники), физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Основные принципы управления охраной труда

В ст. 5 нового Закона № 356-З сформулированы и закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда. Данная норма направлена в том числе, на реализацию положений Конвенции Международной организации труда № 155, обязывающей государство разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Полномочия органов государственного управления, обеспечивающие возможность реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, базирующиеся на принципах и нормах Конституции РБ и международных обязательств государства установлены ст. 6–10 нового Закона № 356-З.

 

Документ:

Конвенция Международной организации труда от 22.06.1981 № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», ратифицированная Законом РБ от 05.05.1999 № 253-З (далее – Конвенция Международной организации труда № 155).

 

Новые права работающих на охрану труда

Статья 11 нового Закона № 356-З теперь предусматривает право работающего на отказ от выполнения работы, в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность. Кроме того, она теперь содержит и сам порядок отказа от выполнения такой работы и дальнейшие действия работника. Так, при отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю, либо уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

Также частью третьей ст. 11 нового Закона № 356-З очерчен круг условий, отсутствие которых дает право работающему отказаться от исполнения гражданско-правового договора «в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные гражданско-правовым договором».

 

Особенности охраны труда отдельных категорий работающих

Закон № 356-З дополнен ст. 15 «Охрана труда женщин» и ст. 16 «Охрана труда несовершеннолетних». Введение этих статей обусловлено необходимостью распространения норм и гарантий в области охраны труда, предусмотренных ст. 262, 272, 274, 276 ТК, на женщин и несовершеннолетних, привлекаемых к работам (оказанию услуг) работодателем на условиях гражданско-правового договора. При этом учтены особенности, связанные с занятием указанной категории профессиональным спортом, а также предусмотрено исключение из общей нормы, запрещающей привлечение лиц, моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным и горным работам, – возможность привлечения к выполнению указанных работ обучающихся учреждений образования в возрасте от 16 до 18 лет при прохождении ими производственного обучения, практики. Вместе с тем, привлечение обучающихся к указанным работам ограничивается временем их выполнения – не более 4 часов в день.

 

Документ:

Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

 

Организация охраны труда

Поскольку должности специалиста по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек, то при меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо. Указанные положения дополнены нормой, согласно которой в случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное(го) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

В полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) внесены новые нормы, предусматривающие, что:

– служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю;

– предписание специалиста по охране труда может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме;

– полномочия служб охраны труда холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами. Ввиду того, что холдинги не являются юридическими лицами (п. 2 Указа № 660), возникла необходимость урегулирования полномочий служб охраны труда в таких объединениях организаций.

Механизм реализации положения о возможности привлечения для оказания услуг в области охраны труда юридического лица или индивидуального предпринимателя определяет ст. 22 нового Закона № 356-З. При этом к услугам в области охраны труда относятся осуществление функций специалиста по охране труда и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Вопросы, касающиеся аккредитации юридических лиц (индивидуального предпринимателя) на оказание услуг в области охраны труда, в том числе цели осуществления аккредитации, принципы ее проведения определены ст. 23 нового Закона № 356-З.

С целью упрощения механизма прохождения проверки знаний по вопросам охраны труда, в новый Закон № 356-З включена норма, допускающая прохождение работающими такой проверки знаний в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда (ст. 25 нового Закона № 356-З).

Статья 26 нового Закона № 356-З, предусматривает норму, что в инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации. Это связано с тем, что инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг. При этом в инструкции включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

 

Документ:

Указ Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее – Указ № 660).

 

Вопросы медицинских осмотров и освидетельствования некоторых категорий работающих

Статья 27 нового Закона № 356-З, регламентирующая вопросы медицинских осмотров и освидетельствования некоторых категорий работающих, направлена на достижение целей профилактики производственного травматизма, в том числе по борьбе с пьянством как одной из его причин, реализацию конституционных положений о гарантированности государством прав на здоровые и безопасные условия труда, охрану здоровья.

В дополнение к ранее предусмотренным видам медицинских осмотров устанавливается, что работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются такой осмотр либо освидетельствование, будет определяться Минтрудом и соцзащиты РБ и Минздравом РБ с участием заинтересованных. Порядок проведения указанных осмотров и освидетельствований будет установлен этими же органами.

Наряду с обязанностью работодателя осуществлять в определенных случаях предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения ст. 18 нового Закона № 356-З предусматривается его право проводить такое освидетельствование работающих с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин). Эта норма направлена на упрощение процедуры отстранения работника от работы в случае употребления и алкогольных напитков.

Данное право может быть реализовано работодателем только при наличии достаточных оснований (запах алкоголя изо рта, нарушение речи, затруднение при сохранении равновесия и др.). В настоящее время приборный контроль либо медицинское освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения предусмотрены только в случае административного или уголовного-процессуального производства. Этот порядок установлен постановлением № 497.

 

Документ:

постановление Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497 «Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ» (далее – постановление № 497).

 

Дополнительные специальные перерывы

В Закон № 356-З введена новая ст. 29 «Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях», которой устанавливается норма, расширяющую норму ст. 135 ТК.

Так, помимо перерывов, связанных с особенностями выполнения отдельных видов работ, нанимателю предоставлено право самостоятельно принимать решение об изменении режима работы, с целью исключения причинения вреда жизни и здоровью работников при сильной жаре и сильном морозе.

 

Справочно:

В соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.10-06-2008 (02120)  «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 31.10.2008 № 3-Т, сильный мороз – минимальная температура воздуха -25 – -34оС; сильная жара – максимальная температура воздуха +30 – +34оС. В настоящее время решение об изменении режима работы может принять только местный орган исполнительной власти.

 

Исключен термин «производственные» применительно к термину «здания»

Ввиду того, что в организациях эксплуатируются здания и помещения различного назначения (производственные, общественные, административные), внесены изменения в части исключения термина «производственные» применительно к термину «здания» в ст. 34 нового Закона № 356-З.

 

Иные изменения и дополнения

Иные изменения и дополнения, предусмотренные Законом, связаны с приведением его норм в соответствие с указами Президента РБ, регулирующими вопросы контрольной (надзорной) и страховой деятельности (от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности»), Кодексом об образовании РБ, Законом № 340-З, Законом № 363-З и других законодательных актов.

 

Документ:

Закон РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 340-З).

Документ:

Закон РБ от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 363-З).

 

Руслан Кононов, специалист по охране труда

Статьи на тему

Вопрос-ответ

№22, ноябрь 2015

Вопрос-ответ

№23, декабрь 2013

Вопрос-ответ

№18, сентябрь 2015

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.