Статья 15 из 16 ( Материал id: 5360 Журнал id: 125072 )
Страница № 37

Что следует учитывать при составлении транспортно-технологических схем

Владимир Семич, инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

Транспортно-технологические схемы и область их применения

Порядок разработки транспортно-технологических схем, определяющий, из каких разделов и глав должны состоять транспортнотехнологические схемы, каково их содержание, с кем они должны согласовываться и кем утверждаться, в каких случаях пересматриваться, не регламентирован каким-то одним НПА.

Вместе с тем требование о разработке транспортно-технологических схем упоминается в ряде НПА, в частности:

Отметим, что способ схематического оформления соответствующих требований находит применение в виде схемы движения транспортных средств по территории организации, схемы строповки грузов, плана эвакуации при пожаре и пр.

Транспортно-технологические схемы каждая организация должна сама разработать и определить их содержание, порядок согласования, утверждения, пересмотра, введения в действие, исполнения их требований.

Данная схема предназначена для установления порядка транспортировки грузов в технологических процессах, а также организации движения перевозящих грузы транспортных средств по территории организации и в производственных помещениях.

 

От редакции:

вышеуказанные сведения вносит в схему инженер-технолог (либо иной специалист). Раздел «Требования по охране труда работающих и другие обязательные требования безопасности труда» заполняет инженер по охране труда.

 

Транспортировка грузов связана с их разгрузкой в месте прибытия и погрузки на месте отправления, а также при перемещении груза на места хранения и производственные участки.

Транспортно-технологическая схема может содержать графическую и текстовую части, в которых должно быть регламентировано, как должны транспортироваться в технологическом процессе исходные материалы, комплектующие изделия, готовая продукция и отходы производства, каким образом должны осуществляться их складирование и хранение.

Порядок учета требований безопасности при разработке технологических документов для производства тех или иных видов работ, в которых отражаются вопросы транспортирования исходных материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и отходов производства, установлен в соответствующих НПА.

Выполнение требований безопасности и гигиены труда предусматривается в технологической документации, охватывающей все основные и вспомогательные операции технологического процесса, в т.ч. операции технического контроля, перемещения (транспортирования), межоперационного хранения (складирования) объектов обработки и уборки технологических отходов с рабочих мест, их хранения, переработки и отправки на утилизацию.

Включение требований по охране труда в технологические документы, установленные стандартами Единой системы технологической документации (ЕСТД), а также в документацию по безопасности труда предусмотрено, в частности:

  • Межотраслевыми общими правилами по охране труда, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70;
  • ГОСТ 12.3.002-2014 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», введенным в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 14.10.2016 № 79.

Выполнение требований безопасности и гигиены труда должно быть предусмотрено при разработке технологических процессов с отражением этих требований в разрабатываемых технологических документах. Данные требования содержат:

  • ГОСТ 3.1102-2011 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов», введенный в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 31.08.2011 № 64;
  • ГОСТ 3.1120-83 «Единая система технологической документации. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации», введенный в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3.

Для рабочих конкретное содержание, объем, порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами (п. 8 Общих положений ЕТКС).

 

Технологические карты в строительстве

Технологические карты имеют широкое применение во многих отраслях производства. В области строительства эти требования установлены, в частности:

  • ТКП «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» (ТКП 45-1.01-159-2009 (02250)), утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 30.09.2009 № 324 (далее – ТКП 45-1.01-159-2009);
  • ТКП «Организация строительного производства» (ТКП 45-1.03-161-2009 (02250)), утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396.

 

Справочно:

в состав проекта производства работ (ППР), разрабатываемого подрядной организацией, входят типовые технологические карты по видам работ, а при их отсутствии в Едином республиканском реестре – технологические карты и технологические схемы на выполнение отдельных видов работ, привязанные к объекту, местным условиям строительства, с отражением последовательности и методов производства работ, применяемых машин и механизмов, приспособлений, монтажной оснастки, а также содержащие указания (решения) по безопасному производству работ (подп. 11.3 п. 11 ТКП 45-1.03-161-2009).

 

Технологические карты разрабатываются с целью обеспечения строительной деятельности рациональными решениями по организации и технологии производства строительно-монтажных работ, способствующими повышению производительности труда в строительстве и качества строительно-монтажных работ, снижению стоимости строительства с одновременным соблюдением требований по охране труда и окружающей среды при производстве работ.

В зависимости от сложности строительного объекта проекты организации строительства и производства работ, технологические карты разрабатываются проектными институтами или непосредственно строительно-монтажными организациями.

Технологические карты должны выполняться в виде текстовой части, плана, схемы, на которых должны быть обозначены места и размеры штабелей грузов, подъездные пути, проходы для работающих, крановые рельсовые пути и зоны, обслуживаемые кранами, места установки стреловых самоходных кранов, транспорта под погрузку, разгрузку грузов и описание выполняемых технологических операций.

На основании технологических карт разрабатываются нормативы расхода ресурсов, которые учитывают прогрессивную технологию производства работ и экономически обоснованные нормы расхода трудовых и материальных ресурсов.

 

Технологические карты при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

Технологические карты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ должны определять безопасные зоны для стропальщиков и сигнальщиков и разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76 «Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», введенного в действие Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3.

Особенности условий выполнения погрузочных операций, вредные и (или) опасные свойства грузов, их форма, габариты, вес и т.д. определяют требования к машинам и механизмам по их транспортировке и способам выполнения работ, что, в свою очередь, требует индивидуального подхода к составлению технологических карт на такие работы.

В технологической карте на производство погрузочно-разгрузочных работ должно быть заложено пооперационное выполнение работ с указанием безопасных мест для стропальщика при каждой операции подъема или опускания груза. В составлении данной части карты должен принимать участие инженер по охране труда. Также карта должна содержать конкретные решения по безопасности труда, определяющие технические средства и методы работ, обеспечивающие выполнение требований НПА по охране труда.

Исходными данными для разработки в технологической карте положений по безопасному производству погрузочно-разгрузочных работ являются:

  • действующие НПА, в т.ч. обязательные для исполнения технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;
  • инструкции организаций-изготовителей подъемно-транспортных машин и грузоподъемного оборудования, применяемых в процессе работ.

В технологической карте:

  • указывают опасные и (или) вредные производственные факторы, которые могут возникнуть при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанные с технологией и условиями производства работ;
  • определяют зоны возможного действия опасных и (или) вредных производственных факторов, а также предусматривает мероприятия по предупреждению их воздействия на работающих;
  • указывают схемы расстановки рабочих при групповой работе по погрузке и перемещению грузов;
  • указывают схемы укладки грузов на транспортных средствах и при штабелировании.

 

Важно!

Технологические карты (проекты производства работ) являются локальным правовым актом, за нарушение требований которых работники несут ответственность так же, как за нарушение инструкций по охране труда. В них указываются порядок и последовательность безопасного выполнения работы. Изучать технологические карты работники должны под подпись.

 

С технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть ознакомлены под подпись лица, ответственные за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ, а также работающие, выполняющие погрузочно-разгрузочные и складские работы (крановщики, стропальщики и др.).

При выполнении работ с применением подъемно-транспортных машин, грузоподъемного оборудования в технологических картах необходимо предусматривать:

  • выбор типов подъемно-транспортных машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ;
  • выполнение мероприятий, ограничивающих зону работы подъемно-транспортных машин, для предупреждения возникновения опасных факторов в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы подъемно-транспортных машин.

Для обеспечения безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть разработаны схемы строповки грузов, в которых указываются:

  • графическое изображение способов строповки и зацепки грузов в зависимости от их вида, массы, формы;
  • съемные грузозахватные приспособления, тара и другие средства для транспортирования соответствующих грузов;
  • специальные устройства, строповочные узлы, используемые для строповки крупногабаритных грузов в зависимости от положения центра тяжести. Места строповки, положение центра тяжести и масса груза должны быть обозначены на грузе.

Абсолютно логично, что в технологических картах на производство погрузочно-разгрузочных работ должны быть определены маршруты движения транспортных средств, места их установки под погрузку, разгрузку, стоянки и др.

На места производства погрузочно-разгрузочных работ и к подъемно-транспортным машинам и грузоподъемному оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие непосредственного отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке, разгрузке подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортными машинами и грузоподъемным оборудованием.

Несколько повторяясь, отметим, что важнейшим элементом разработки технологии погрузки, разгрузки, перемещения и складирования грузов является выбор транспортно-технологической схемы.

Каждая транспортно-технологическая схема может быть представлена в виде набора типовых операций, сформированных в блоки. Из этих блоков формируется вся технологическая цепочка.

Главными факторами, определяющими выбор транспортно-технологических схем, являются вид перемещаемого груза и условия его производства и использования.

В транспортно-технологических схемах должно быть предусмотрена установка соответствующих дорожных знаков, в соответствии с которыми организуется движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ.

Подытожим сказанное.

Транспортно-технологические схемы должны устанавливать порядок выполнения всех операций, начиная с приема поступающих грузов, их размещения, доставки к рабочим местам, временного хранения на рабочих местах готовой продукции, ее доставки на склады и отправки (отпуска) потребителям.

Технологические документы могут быть оформлены не только на бумажных, но и на электронных носителях информации.

Заметим также, что совершенствовать технологические процессы, осуществлять разработку новых и актуализацию ранее разработанных технологических документов либо участвовать в их разработке является обязанностью многих специалистов, а не только тех, в наименовании должности которых имеется слово «технолог».

 

Документ:

Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (Общие положения ЕТКС).

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.